Аутизм

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, отмечается с 2008 года. В последние годы по радио, телевидению, в прессе, фильмах и т. п. мы все чаще слышим о таком загадочном явлении, как аутизм. В связи с этим, немало родителей задается вопросами: «Что такое аутизм у детей?», «Как распознать аутизм в раннем возрасте?», «Может ли быть аутизм у взрослых?», «Как лечить аутизм и можно ли полностью вылечить человека?». Давайте ответим на эти и другие актуальные вопросы.

Странная болезнь аутизм

Далеко не первый десяток лет многими учеными изучается аутизм. Каждый из специалистов, исследовавших причины возникновения, признаки аутизма, его течение и т. д. пытались дать наиболее точное определение этому состоянию. Кроме того, даже сами люди, страдающие этим заболеванием, старались дать наиболее подходящее описание своего восприятия мира. Это привело к появлению множества определений понятия «аутизм», которые дополняют друг друга. Но все же, если быть точным и кратким, можно охарактеризовать эту патологию следующим образом: аутизм – это расстройство, при котором наблюдаются трудности в сфере коммуникации и социального взаимодействия, а также повторяющийся и ограниченный круг занятий и интересов.

Детский аутизм относится к расстройствам аутистического спектра (РАС). РАС представляет собой группу сложных расстройств развития головного мозга. РАС может приводить к инвалидности (в том числе пожизненной). Тем не менее, появляются фактические данные, которые свидетельствуют о том, что ранняя коррекция аутизма и прочих РАС помогает добиться лучших результатов.

Причины развития аутизма

Причины детского аутизма до конца не выявлены. Тем не менее, научные данные позволяют предположить, что развитию РАС способствуют различные факторы. Так, причины аутизма вероятнее всего включают как генетические факторы, так и обусловленные окружающей средой (посредством воздействия на развитие головного мозга на ранних этапах).

Стоит также отметить, что ранее существовало предположение о возможности возникновения аутизма вследствие введения вакцины против кори-коклюша-краснухи. На сегодняшний день имеющиеся эпидемиологические данные подтверждают отсутствие каких-либо оснований предполагать связь между этой вакциной и аутизмом, а также РАС в целом. Кроме того, сведения, которые позволили бы предположить, что какая-либо другая вакцина способна увеличивать риск развития аутизма, также отсутствуют. Обзоры фактических данных, которые проводились по заказу ВОЗ, продемонстрировали также отсутствие связи между аутизмом и использованием в вакцинах консервантов, содержащих диэтилртуть (в частности, тиомерсала). Таким образом, причины возникновения аутизма не включают введение вакцин (в том числе, содержащих тиомерсал), использующихся в настоящее время.

Симптомы аутизма у детей и взрослых

Проявление аутизма многолико. Однако практически все врачи-психиатры выделяют следующие ведущие симптомы детского аутизма: недоразвитость социальных навыков, нарушение общения, а также других форм социального взаимодействия (даже до полного отказа от контакта с обществом). Эти признаки действительно считаются одними из наиболее выделяющихся проявлений аутизма.

Как у детей, так и у подростков и у взрослых с РАС уровни умственной деятельности варьируются в необычайно широких диапазонах – от тяжелого нарушения функций до поразительных когнитивных невербальных навыков. Тем не менее, приблизительно 50% больных РАС страдают от умственной отсталости.

В целом, интеллектуальное развитие при аутизме характеризуется неравномерностью. Свойственной чертой психического развития у детей, страдающих этим расстройством, является неоднозначность и противоречивость нарушений. Так, ребенок с аутизмом может быть и умственно отсталым и интеллектуальным, одаренным в какой-то определенной области (например, математика, рисование, конструирование, музыка и т. д.), однако при этом не иметь простейших социальных и даже бытовых навыков. В различных ситуациях один и тот же ребенок может быть неуклюжим, а может проявлять необычайную моторную ловкость. Такие дети с аутизмом нередко демонстрируют способности (иногда даже исключительные) к конструированию, музыке, рисованию либо какой-то другой определенной области науки или искусства.

Симптомы аутизма у взрослых и детей крайне редко могут проявляться савантизмом. Это редкостное состояние, называемое также синдромом саванта, характеризуется наличием у человека с отклонением в развитии (в частности с РАС) «остров гениальности» – исключительных способностей в одной либо нескольких областях знаний. Наиболее часто способности савантов проявляются в таких сферах: построение сложных трехмерных моделей, арифметические вычисления, музыка, календарные расчеты, изобразительное искусство, картография. Синдром саванта бывает приобретенным либо обусловленным генетически. Так, этот феномен может наблюдаться при детском аутизме, а также при других РАС, но в особо редких случаях он может являться последствием болезни, затронувшей головной мозг, или черепно-мозговой травмы.

В общем, у детей и у взрослых синдром аутизма обычно проявляется ограниченностью в потребности и возможности общения, которая имеет разную степень выраженности, неравномерностью интеллектуального развития, странными с точки зрения привычного восприятия поступками, страхами и действиями, а также своеобразием интересов.

Первые признаки аутизма у детей и диагностика заболевания

Распознать ранний аутизм у новорожденных, у младенцев и у детей до года довольно сложно. Однако в 2 года диагностика аутизма обычна возможна. Ранний детский аутизм имеет следующие наиболее существенные признаки: отсутствие у ребенка стремления к общению, речевые нарушения, склонность к стереотипным занятиям, сопротивление любым переменам обстановки, однообразие интересов, ранняя патология психического развития, которая проявляется до 2,5 лет и в большей степени связана с нарушением развития, чем с регрессом.

В целом, ранние признаки аутизма у ребенка в возрасте от 0 до 4 лет выглядят следующим образом (как правило, отмечаются не все перечисленные симптомы).

Вербальная коммуникация:

    малыш не гулит до 7 месяцев (либо гуление похоже крик или визг), не говорит единичные слова до 1,5 года, не может строить фразы из двух слов к 2 годам;

    Вербальная коммуникация:

    не имитирует различные звуки, животных или поведение взрослых;

    не владеет речью;

    если ребенок говорит, то его речь имеет неестественную интонацию (например, напоминает робота);

    ребенок неправильно употребляет личные местоимения (повторяет их, как слышит);

    повторяет только что сказанные взрослым фразы (эхолалия).

Невербальная коммуникация:

    до года малыш не указывает на предметы;

    не применяет указательных и других жестов;

    имеет скудную мимику;

    не смотрит в глаза;

    проявляет абсолютное безразличие к окружающим, равнодушен к знакомствам.

Восприятие:

    ребенок не понимает речи;

    не узнает себя в зеркале;

    не реагирует на громкие звуки, создавая впечатление глухого;

    не отзывается, когда его зовут по имени;

    чувствителен к определенным звукам (к примеру, услышав лай собаки, зажимает уши).

Другие особенности поведения у маленьких детей с аутизмом:

    подолгу фиксирует взгляд на одном предмете;

    периодически переживает приступы гнева;

    длительно повторяет одни и те же движения (к примеру, раскачивается туда и обратно, вертит руками);

    не может сосредоточиться на словах или на предмете;

    проявляет сильное сопротивление, когда кто-то хочет изменить привычное течение событий.

Стоит отметить, что у некоторых маленьких детей с аутизмом наблюдается быстрое и раннее развитие речи. Такие малыши обычно любят, чтобы им читали, запоминают целые части текста и их пересказывают. Однако при этом они с трудом могут определить переносный смысл.

Виды и формы аутизма

Согласно МКБ-10 различают детский аутизм, синдром Ретта, атипичный аутизм, синдром Геллера, синдром Аспергера.

Детский аутизм (синдром Каннера)

Представляет собой тип общего нарушения развития, определяющийся наличием:

    задержек и аномалий в развитии, которые проявляются у детей до 3 года жизни;

    психопатологических изменений в таких сферах, как социальное взаимодействие, общение и поведение (последнее ограничено, монотонно, стереотипно).

Данные специфические диагностические признаки аутизма зачастую дополняют такие неспецифические проявления, как расстройства приема пищи и сна, страхи, вспышки гнева, направленная на себя агрессия.

Атипичный аутизм

Данный тип общего нарушения развития отличается от детского аутизма возрастом начала расстройства (после 3 лет) либо отсутствием триады патологических нарушений, которые необходимы для постановки диагноза «детский аутизм». Данное нарушение обычно возникает у детей с глубокой задержкой развития, а также у тех, кто имеет специфическое тяжелое расстройство речи.

Синдром Ретта

Данное заболевание до настоящего времени выявлялось только у девочек. Развивается оно обычно от 7 до 24 месяцев жизни. При синдроме Ретта явно нормальное раннее развитие усугубляется полной либо частичной потерей локомоторных навыков, речи и замедлением роста головы. Отмечаются утрата произвольных движений руками, усиленное дыхание и круговые стереотипные движения рук. Останавливается игровое и социальное развитие, однако интерес к общению обычно сохраняется. К 4 годам начинает развиваться апраксия и атаксия, нередко сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Практически во всех случаях наблюдается тяжелая форма умственной отсталости.

Синдром Аспергера

Данное расстройство характеризуется такими же нарушениями социальных взаимодействий, как и аутизм, при этом отмечается монотонность, стереотипность, ограниченность занятий и интересов. Основное отличие от аутизма состоит в отсутствии задержки или остановки развития познания и речи. Синдром Аспергера, как правило, сочетается с выраженной неуклюжестью. Все указанные изменения сохраняются в подростковом и взрослом возрасте.

Синдром Геллера

При синдроме Геллера (синоним: детская деменция) присутствует период абсолютно нормального развития до возникновения симптомов нарушения. Характерна выраженная утрата приобретенных навыков в различных сферах развития. Утрата происходит в течение нескольких месяцев после появления первых признаков данного расстройства. Зачастую это сопровождается монотонным, стереотипным двигательным поведением, выраженной потерей интереса к окружающему, а также характерными для аутизма проблемами в сфере функций общения и социальных взаимодействий.

Степени аутизма

Ранний детский аутизм (РДА) имеет 4 группы, каждая из которых характеризуется своим способом изоляции от окружающего мира.

1 – Абсолютная отрешенность от окружающего мира.

Характерно отсутствие социальной активности. При этом от ребенка даже родителям очень сложно добиться взгляда, улыбки или какой-либо другой ответной реакции. Маленькие дети, у которых наблюдается эта группа РДА, стараются избегать любых точек соприкосновения с внешним миром: они не обращают внимания на мокрые пеленки и даже на витальные потребности (например, могут игнорировать голод). Такие дети крайне тяжело переносят взгляд в глаза, а также избегают любых телесных контактов.

2 – Активное отвержение окружающей среды.

Характерна тщательная избирательность в контактах с окружающей средой. Такие дети общаются с ограниченным кругом людей, как правило, с родителями, родственниками. Демонстрируют повышенную избирательность в пище, одежде. Отмечается огромное количество двигательных и речевых стереотипий. Какое-либо изменение привычного ритма жизни вызывает сильный гнев. Также свойственными являются страхи, на которые дети зачастую агрессивно реагируют (возможна и аутоагрессия). Данная группа РДА более легка, чем первая.

3 – Захваченность аутистическими интересами.

Характерно стремление укрыться от внешнего мира в своих интересах, причем все занятия стереотипны и не познавательны. Увлечения при этом имеют цикличный характер, к примеру, ребенок может годами говорить на одну тему или рисовать один и тот же сюжет. Чаще всего интересы носят агрессивный, устрашающий, мрачный характер.

4 – Чрезмерная трудность во взаимодействии с внешним миром.

Наиболее легкая форма аутизма. Основная черта – повышенная уязвимость и ранимость таких детей, чувствительность к чужим оценкам. Эта легкая степень также характеризуется избеганием отношений, в случае ощущения ребенком какой-либо преграды.

Лечение аутизма у детей и взрослых

В настоящее время лечение аутизма у взрослых и детей предусматривает применение различных тренингов, новых методов и схем обучения, которые нацелены на развитие у них навыков социального общения. Обязательно показаны занятия с логопедом. Также лечение может включать трудотерапию (у взрослых), анималотерапию (зоотерапию), дельфинотерапию, иппотерапию, арт-терапию. На сегодняшний день созданы специальные центры коррекции и развития, где пациентам с аутизмом проводится терапия указанными методиками.

В качестве симптоматической терапии, главным образом при некоторых неврозоподобных проявлениях, применяется медикаментозное лечение. Пациентам могут назначаться транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты и т. п. Медикаментозные препараты обязательно подбираются с учетом индивидуальных особенностей пациента. Хотя на определенном этапе лечения медикаментозная терапия может оказать существенное влияние, все же при аутизме основную роль играют специальное обучение и воспитание.

Поведенческая терапия у пациентов, страдающих аутизмом, способствует формированию приемлемого поведения и развитию навыков общения. Необходимо учитывать, что только правильно составленный план коррекции помогает адаптировать ребенка к окружающей среде.

Нужно ли лечить с помощью диеты?

Многих родителей, столкнувшихся с диагнозом «аутизм» у ребенка, волнуют вопросы: «Нужна ли малышу какая-то особая диета?», «Излечим ли мы его от этой болезни с помощью нетрадиционного питания?».

Как ранее указывалось в данной статье, немало детей-аутистов избирательны в еде (один из признаков РДА) и за счет этого создают «диету» себе сами. Преодоление у таких детей пищевой избирательности является трудной задачей. Чтобы справиться с избирательностью ребенка-аутиста в еде, родителям следует периодически предлагать малышу продукты или блюда, которые он не включает в свой привычный рацион. Также можно кушать с ним рядом разнообразную пищу, чтобы он мог видеть ее и чувствовать запах. Это поможет справиться с избирательностью в еде у ребенка.

Существуют также предположения о пользе безглютеновой диеты для детей с аутизмом, а также безказеиновой диеты. Как известно, подобные исключающие диеты полезны людям с непереносимостью определенных веществ. В частности, безглютеновая диета необходима людям, страдающим целиакией (непереносимостью глютена), безказеиновая – при непереносимости казеина (белок, присутствующий в молоке). Таким образом, если ребенок-аутист имеет непереносимость конкретного вещества, то ему показана соответствующая исключающая диета. Однако родителям необходимо помнить, что для выявления и подтверждения подобной непереносимости, малыш должен пройти тщательное медицинское обследование у квалифицированного специалиста. Также нужно понимать, что введение какой-либо диеты не вылечит от аутизма, но может помочь справиться с имеющимися нарушениями обмена веществ.

Что делать родителям?

Первостепенная роль в обеспечении поддержки детям, страдающим аутизмом, принадлежит их семье. Только близкие могут подарить такому ребенку любовь и заботу, необходимые для него. Крайне важной является помощь родителей в обеспечении ребенку доступа к службам образования и здравоохранения. Помимо того, родители способны успешно оказывать поведенческую и психосоциальную помощь своим детям. В целом, ребенку необходимо создать доброжелательную и спокойную обстановку в семье, а также обеспечить ему обучение по специально составленной для него программе.

Родители таких особых детей должны всегда помнить, что в современное время диагноз «аутизм» не означает приговор, а только лишь является поводом своевременного начала специальной работы с малышом, которая поможет адаптироваться ему в окружающем мире.

Источник: yod.ua

Поделиться с друзьями:
Здоровая семья
Добавить комментарий